Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с id: 70

Петрозаводская консерватория

Для молодых петрозаводчан, желающих стать актерами, сегодня нет особых трудностей. В том смысле, что в столицы ехать не обязательно. Кафедра актерского мастерства Петрозаводской консерватории выпускает актеров для петрозаводских театров. На этом простота кончается. И начинаются сложности, которыми, будто острыми кольями, утыкан путь актера.

Озаботиться будущей профессией лучше лет в пять. И еще надо, чтобы повезло с родителями. И еще, чтобы в биографии абитуриента были школа искусств, музыкальный колледж или училище культуры. Тогда будущий актер хотя бы отдаленно представляет свое ближайшее будущее.

А ждут его четыре года занятий, часто от зари до зари, полная вузовская программа лекций и всего, что полагается обычному студенту. Плюс специальные дисциплины: вокал, сценическое движение (пластика, ритмика, акробатика, фехтование), хореография, сценическая речь, актерское мастерство и бесконечные репетиции…

И, конечно же, требовательные педагоги, которым мало вложить знания в студенческие головы. Им надо добраться до самого нутра, чтобы вытряхнуть оттуда все, что мешает профессии, и вложить привычку размышлять, анализировать, читать, тренировать мозг и тело – рабочие инструменты актера.

Каждый талант - индивидуальность, но сохранить ее удается далеко не всегда даже именитым педагогам. Мастеру, который руководил подготовкой этого выпуска, удалось. Его ученики не похожи ни на него, ни друг на друга.

актриса Валерия Ломакина

- Александр Лазаревич Побережный-Береговский - личность масштабная, - говорит молодая актриса Валерия Ломакина, чей талант уже оценили петрозаводские зрители. – Встретить такого педагога – все равно, что найти золотую жилу, которая обеспечит тебя до конца дней.

- Сейчас, похоже, никто не заинтересован в воспитании у народа культуры, вкуса, интеллекта, - продолжает Николай Белошицкий.- Александр Лазаревич - из тех режиссеров, которые не позволяют сбывать зрителю всякую дребедень, и от нас требует того же.

Тяжелее всего далась будущим актерам ломка внутренних стереотипов. Разве думала Валерия, всегда считавшая себя угловатой и непластичной, что сможет стать примой хореографического ансамбля? Разве Александр Галиев, флейтист, приехавший из Калуги поступать в консерваторию, предполагал, что станет достойным партнером примы? Как получилось, что тот же Коля Белошицкий, первоначально не попадавший ни в ноты, ни в ритм, или Сергей Яковлев, отличник в чем угодно, только не в хореографии, плавно и выразительно заскользили в ритме танго?

актриса Дария Шарпило

По большому счету, в танцоры изначально годились только две изящные девочки – Дарина Шарпило и Евгения Филькина - обе с 6 лет осваивали хореографию в Республиканской «школе искусств». Да еще Александр Дедков, который, кажется, все умеет от природы – бывают такие самородки. Еще в колледже культуры он покорял всех игрой на балалайке, энергией, темпераментом, природными данными певца и танцора, способностью к импровизации. Но в процессе перековки досталось всем.

Уроки хореографа Олега Щукарева, известного в недавнем прошлом солиста балета Музыкального театра - не школьный танц-кружок, где пару раз в неделю можно подрыгать ножкой под музыку. На ребят свалился изнурительный ежедневный труд. Его не сравнить даже с работой грузчика, которая, при всей своей тяжести, все же не требует такого разнообразия статических и динамических нагрузок.

Несколько раз с курса уходил и возвращался Сергей Яковлев («У меня две ноги, и обе левые!»). Поскольку физическая подготовленность студентов была разной, курс разбили на две группы, занимавшиеся в разное время. Сергей безжалостно гонял себя на все занятия подряд. Не знаю, можно ли сказать, что он овладевал профессией. Скорее, профессия полностью завладела им.

На его долю выпали и материальные трудности. Все годы учебы, лишившись поддержки семьи, он прирабатывал то дворником, то грузчиком. И разве он один? Будущим актерам приходилось думать о заработке, принимая изящные позы и произнося великие стихи. «Своей неуклюжестью я выделялся из толпы», - вспоминает Сергей. Зато теперь в паре с Дариной они демонстрируют великолепное танго, да еще с элементами акробатики!

актриса Евгения Филькина (Верещагина)

- Если мы чего-то достигли в танце, так только благодаря Щукареву, - считает Александр Галиев. – Каждая мелочь тщательно оттачивалась. И если на сцене все это выглядит прилично, то спасибо надо сказать терпению нашего хореографа.

Оказывается, освоив танец, можно открыть в себе…драматического актера! Так случилось с Сашей Галиевым. И это понятно: будущего актера учили каждое движение на сцене насыщать драматическим содержанием. Тогда оно не просто красиво, но наполнено смыслом. 

А Николаю Белошицкому танец помог убедить строгое жюри в том, что он правильно выбрал профессию. Сомнения были, и серьезные. 

Турист-разрядник, невероятно подвижный, непосредственный и импульсивный произвел на членов приемной комиссии впечатление не слишком владеющего собой человека. Но этот буйно кудрявый юноша вышел и показал то, что впоследствии вошло в анналы как «Танец всеобщего мира» - нечто радостное и до того заразительное, что ему принялись подражать и другие студенты. Не зря же незабвенная Людмила Филипповна Живых просила и настаивала: «Возьмите этого чижика, не пожалеете!» И, как всегда, оказалась права.

Дмитрий Константинов, для которого никогда не было вопроса, кем стать (актёром, кем же еще!) рассказывает, что тоже пришел к театру через движение и музыку.

- Без умения выразить душу через танец, мимику, пластику нет драматического актера, - рассуждает он. - Мои учителя сегодня, помимо нашего мастера – Товстоногов, Юрский, Константин Райкин и театр «Сатирикон», где мне повезло увидеть «Королеву красоты» - ту, что идет в нашем театре. Как хорошо, что и у нас есть место эксперименту! Наш спектакль «Ultimo cafe» - тоже эксперимент во всех отношениях: и по форме, и по содержанию, и потому что мы готовили его, будучи еще студентами.

Да, вчерашние студенты пришли в театр с готовым спектаклем, и он сразу был включен в репертуар: «Ultimo cafe» («Прощальный кофе»), фантазия на хореографические темы в ритмах аргентинского танго».

В петрозаводских театрах такого еще не видели. Настоящий драматический спектакль – и без единого слова, только музыка и стремительный полёт юных пар. Только лавина эмоций: боль, гнев, ревность, страсть. Только отточенная пластика, уместность каждого движения, фантастическая выразительность и точность. Молодежь показала профессиональную работу без всяких скидок на неопытность, удивив и зрителей, и старших коллег.
Этот молодежный спектакль уже дважды отмечен серьезными наградами: премией международного конкурса пантомимы «Белая маска», за ходом которого в Интернете наблюдали в 40 странах мира, и «Онежской маской» «За дебют» нынешней весной.

Да, это был триумф, причем, двойной. Победили не только ученики, но и учителя: автор композиции и режиссёр спектакля (он же - директор театра) Александр Побережный-Береговский; хореограф, заслуженный артист Карелии Олег Щукарев; педагог по сценическому движению, заслуженный артист Карелии Александр Овчинников, сотворившие это чудо вместе с ребятами.

Шесть лет назад на актерский факультет консерватории поступило больше двадцати человек. В театр Русской драмы, известный как «Творческая мастерская», было принято восемь. Остальные «отсеялись», не выдержав нагрузок, муштры и высоких требований. Тяжело в ученье!..

Выпуск театрального курса Петрозаводск

Сегодня восемь молодых актеров, равноправные члены театрального коллектива, ввелись в самые разные спектакли и получили собственные роли. Николай Белошицкий заменил своего учителя Александра Овчинникова в в «Очень простой истории» и справился с ролью неудачливого жениха Матео в «Той самой Дульсинее». Справился настолько, что его комедийный талант был отмечен членами жюри «Онежской маски». В той же «Дульсинее» ярко и уверенно ведет свою партию Валерия Ломакина (Санчика), которой работа в театре не мешает учиться в Петрозаводском университете, в аспирантуре по психологии.

Многие молодые актеры готовят собственные литературные программы в рамках проекта «Живое слово», который планируется показать в следующем сезоне. В режиссуре пробует себя Валерия Ломакина. Вдвоем с Николаем Белошицким они репетируют для «малой сцены» спектакль по пушкинскому «Графу Нулину». Александр Галиев готовит сольные программы по стихам Саши Черного и Гарсиа Лорки. Обдумывает будущие спектакли по творчеству Иосифа Бродского Дмитрий Константинов.

Молодежи нашлось место и в новых работах театра. Полным ходом идут репетиции спектаклей по пьесе Т. Москвиной «Па-де-де» в постановке режиссера Б. Цейтлина. В новом сезоне должен увидеть свет молодежный спектакль «Я скучаю по тебе», в основе которого – песни о любви. Мы уже видели, как молодежь танцует. Теперь сможем оценить, как она поет.

В этом году бывшая «Творческая мастерская» отметит свой 25-летний юбилей. К этой дате планируется подготовить музыкальный спектакль «Песни века», где будет занята вся молодежная часть труппы. Представление задумано как история нескольких поколений одной семьи, представленная известными и любимыми песнями. Это будет драматический спектакль, состоящий из множества лирических, иронических, патетических миниатюр с танцами, пародиями, неожиданными перевоплощениями.

В театре у ребят все складывается, на первый взгляд, неплохо. Они чувствуют поддержку опытных актеров и своего мастера. Но это вовсе не значит, что все проблемы решены.

Актеры Русской драмы работают все в тех же неудобных помещениях, зарплата так же мизерна, люди вынуждены подрабатывать на стороне. Молодежь (кому удается) поет и танцует в ресторанах и развлекательных заведениях. «Я бы хотел жениться, - говорит один из молодых актеров, но все время откладываю.- Разве можно содержать семью на десять тысяч в месяц?! Дай бог самому не пропасть!».

Существование театра легким не назовешь. Ему выделили комнату для репетиций (она же «малая сцена»), но зал так же тесен, а декорации хранятся за кулисами. И все же публика неизменно заполняет его каждый вечер, поднимаясь на третий этаж по пресловутой «черной лестнице».

Не умирает великая взаимная надежда артистов и зрителей. Зрители надеются, что Русская драма выживет, что беды и горести театра - временные. На то же надеются и артисты, особенно молодые. Трудолюбивые и талантливые, они ждут новых ролей, ждут перемен. Они уже доказали, что для искусства готовы на многое. В их жизнь навсегда вошел Его Величество Театр - беспощадный рабовладелец, который никогда не бывает доволен. Но какое же счастье служить ему!

Амариллис (Людмила Кузнецова).


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Введите свой email:

Лента новостей Славяне